- Гражданское право

Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.

Этапы камеральной проверки

При камеральной проверке Декларации по НДС можно выделить 2 основных этапа:

  1. Автоматизированный контроль (проверка контрольных соотношений). Если ошибок и расхождений не выявлено, не заявлен НДС к вычету и не было не облагаемых налогом операций, камеральная проверка на этом заканчивается. Акт по итогам камеральной проверки не составляется.
  2. Углубленный контроль. В случае предъявления НДС к возмещению этот этап проводится в обязательном порядке. Налогоплательщик должен заранее подготовиться к налоговой проверке – подготовить счета-фактуры, другие документы учета НДС, книги покупок и продаж.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. При камеральной проверки НДС к возмещению ИФНС требует представить оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета и выписку из учетной политики. Правомерны ли действия ИФНС?

На наш взгляд, действия ИФНС неправомерны. Есть судебная практика в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 судебным органом отмечено, что регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) не относятся к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС.

Вопрос №2. У нас есть ошибки в соблюдении хронологии нумерации счетов-фактур. Могут ли такие ошибки отрицательно сказаться на получении вычета по НДС?

Такая ошибка не является критической. НДС может быть принят к вычету.

Вопрос №3. У нас возникла необходимость представить уточненную декларацию по НДС за 1 квартал прошлого года. По уточненной декларации получился НДС к возмещению. Сумма небольшая, каков порядок проведения камеральной проверки в этом случае?

Камеральная проверка такой декларации будет проводиться по тем же правилам, которые действовали бы для первоначальной декларации, в которой отражено возмещение НДС.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала налоговую декларацию. Проверить правомерность вычетов по НДС за более ранние периоды инспекция не может. Но в случае если организация заявила НДС к возмещению, инспекция проводит углубленную проверку. Обычно ФНС увеличивает срок проведения проверки до 3 –х месяцев, применяя контрольные мероприятия.

При включении в декларацию по НДС за 4 квартал счетов-фактур от поставщиков за более ранние налоговые периоды, налоговый орган имеет право проверить правомерность вычетов НДС раннего периода, только по указанным в декларации счетам-фактурам. Т.е. налоговая может потребовать у вас документы и пояснения, которые подтверждают правомерность налоговых вычетов по «ранним» счетам-фактурам, первичные и иные документы. Кроме того, затребовать у ваших контрагентов информацию и документы о вашей деятельности в рамках встречной проверки по этим «ранним» счетам-фактурам.

При выездной проверке период (глубина проверки) составляет не больше трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ: сроки, этапы проведения, что надо знать налогоплательщику

После подачи декларации приключения налогоплательщиков не заканчиваются. Впереди основное препятствие между вами и возвратом налога — камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов.

После того, как вы предоставили декларацию 3-НДФЛ, у инспекции будет три месяца для проведения камеральной проверки. Срок исчисляется с даты получения инспекцией декларации. В связи с этим советуем фиксировать дату сдачи. Причём уведомлять физлицо о начале проверки инспекторы не обязаны (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Если в ходе проверки выявлены ошибки или несоответствия, инспектор сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в декларацию.

Пояснения необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путём подачи уточнённой декларации.

В последнем случае проверка первичной 3-НДФЛ прекращается, и начинается новая на основе представленной декларации, по которой сроки также исчисляются заново.

Если гражданин предоставил неполный комплект подтверждающих документов, то инспектор вправе их запросить на основании требования. В этом случае документы необходимо подготовить в течение десяти рабочих дней. Налоговая инспекция не вправе затребовать документы или пояснения после истечения срока камеральной проверки.

Требование должно быть составлено не позднее срока её окончания. Но нужно учитывать, что в ваших интересах подтвердить право на вычет.

Если вы этого не сделаете, инспектор просто откажет в вычете, поскольку не будет документального подтверждения (подробнее о том, в какой форме необходимо представлять документы, читайте в статье).

Если нарушения при камеральной проверке не выявлены, то она завершается. Извещать вас об этом инспекция не обязана. В случае, если в вычете отказывают, контролёр должен составить акт проверки в течение десяти рабочих дней после её окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ). А вручить налогоплательщику его должны в течение пяти рабочих дней с даты составления.

Читайте также:  Как получить жилье детям-сиротам?

Физлицо вправе не согласиться с актом проверки, тогда в течение одного месяца со дня получения акта необходимо представить письменные возражения.

Они будут рассмотрены, причём гражданина обязаны оповестить о сроке рассмотрения, и он вправе на рассмотрении присутствовать.

По истечении срока для представления возражений в течение десяти рабочих дней выносится решение: либо отказывают в вычете, либо подтверждают на него право (в редких случаях выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).

В случае отказа, решение можно обжаловать в Управление ФНС России, а далее обратиться в суд.

Если право на вычет подтверждено на основании решения или просто истекли три месяца для проверки и акта не было, то налог должен быть возвращён в течение месяца после подачи заявления на возврат, но не ранее окончания срока камеральной проверки. Если в отведённое время денежные средства так и не были получены — можно требовать проценты за просрочку (читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»).

Все эти сроки и этапы прописаны в Налоговом кодексе и должны соблюдаться инспекторами, однако, как показывает практика, последние зачастую ими пренебрегают, поскольку большинство налогоплательщиков за этим не следят.

Сроки для привлечения к ответственности

В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ. По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности. На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года. Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.

Что касается взыскания штрафных санкций, то в силу пункта 1 статьи 115 НК РФ на них распространяется уже рассмотренный выше порядок, определяемый:

  • статьями 46 и 47 НК РФ — в отношении организаций и ИП;
  • статьей 48 НК РФ — в отношении граждан.

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

За что налоговые органы могут привлечь налогоплательщика при учёте НДС

Что такое налоговое правонарушение? Налоговый Кодекс часть I, статья 106 вводит понятие налогового правонарушения. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В переводе на простой язык это означает, что предприятие, индивидуальный предприниматель или физическое лицо сознательно (виновно) пошло на нарушение налогового законодательства (например, занизило налоговую базу) или ничего не сделало (например, не подало вовремя положенную налоговую декларацию).

Теперь непосредственно перейдём к НДС, – налогу на добавленную стоимость.

Привлечь к ответственные налоговые органы могут за:

Ненадлежащее исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога

Пункт 1, статьи 45 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что если налогоплательщик не исполнил или исполнил не надлежащим образом свои обязанности по уплате налога (меньше заплатил налог, заплатил, но не вовремя и т.п.), то налоговым органом может быть предъявлено требование по уплате налога.

Читайте также:  Что такое фиктивный брак: заключение фиктивного брака для получения гражданства

Возникновение обязательств налогоплательщика в результате налоговой проверки

Можно привести несколько примеров. (нажмите для раскрытия)

  1. Организация ООО «Рога и копыта», использует общую систему налогообложения, имеет невысокий уровень дохода, который не превышает два миллиона рублей в течение трёх последовательных месяцев. Такая организация имеет право на освобождение от уплаты НДС. И соответственно его не начисляет и не уплачивает в бюджет. В процессе работы в течение трёх последующих месяцев (например, за март, апрель и май) выручка от реализации товаров или услуг составила два миллиона один рубль. Т.е. в соответствии с налоговым кодексом такая организация теряет право на освобождение от уплаты НДС, и обязана доначислить и уплатить в бюджет НДС. Если организация не сделает это самостоятельно, то в результате налоговой проверки данный факт может быть выявлен. И вот тогда работники инспекции по налогам и сборам напомнят налогоплательщику об обязательстве по уплате налога.
  2. У той же организации суммарная выручка за три последних месяца не превышает два миллиона рублей. Но организация получила лицензию на торговлю подакцизным товаром, например спиртными напитками. И стала их реализовывать. В этом случае она также утрачивает право на освобождение от уплаты НДС. А если начисление и уплата налога не производилась, то факт будет обязательно вскрыт в результате налоговой проверки. И тогда опять об обязанностях напомнит налоговый орган со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.


Как проходит проверка

Налоговые органы могут проконтролировать только тот период, за который подавалась проверяемая декларация.

Первым делом декларацию «прогоняют» через автоматизированную систему АСК НДС-3. Она сопоставляет показатели счетов-фактур покупателей и продавцов и выявляет:

  1. Расхождения в НДС – и покупатель, и продавец показали сделки с НДС, но суммы налога у них не сошлись.
  2. Разрывы – компания заявила о вычете НДС, а ее контрагент не отразил операцию в отчете, сдал нулевую декларацию или не сдал вовсе. Также может оказаться, что такой контрагент вообще отсутствует в ЕГРЮЛ или был ликвидирован.

Система АСК НДС-2 работает с 2020 года, и была обновлена в 2018 году до АСК НДС-3, и с ее помощью налоговикам удалось добиться колоссальных результатов в борьбе с налоговыми махинациями и фирмами-однодневками.

Если система выявила расхождения, которые приводят к занижению налога или завышению суммы к возмещению, она автоматически, без участия инспектора, сформирует требование о предоставлении пояснений.

К требованию будет приложен перечень операций, по которым обнаружены расхождения, с кодом ошибки:

  • «1» – в декларации контрагента нет данных об операции, указанной в декларации, то есть обнаружен налоговый разрыв.
  • «2» – расходятся данные в книге покупок и в книге продаж.
  • «3» – расходятся данные о полученных и выставленных счетах-фактурах (например, отражение посреднических операций).
  • «4» – в какой-либо графе допущена ошибка (номер графы укажут в скобках).

В каких случаях потребуется предоставление дополнительных документов?

Основанием для этого может служить:

  • Несоответствие данных, содержащимся в документах контрагентов организации;
  • Подана декларация на возмещение;
  • Подана уточненная декларация за период двухгодичной давности.

Для этого составляется письменное требование, которое содержит:

  • Статью НК, на основании которой составлено требование;
  • Срок предоставления документов;
  • Перечень документов с указанием реквизитов, налогового периода;
  • Реквизиты проверяемой организации;
  • Мероприятие налогового контроля, к которому относится данное требование (Например, Камеральная проверка за II квартал 2017 года).

Требование вручается лично представителю организации или отправляется заказным письмом, если передать первым способом нет возможности. В этом случае по истечении шести дней оно считается принятым, независимо от того, получил адресат его или нет (пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ).

В список предоставляемых документов входят:

  • Счета-фактуры;
  • Книги покупок и продаж;
  • Первичная документация.

Чаще всего предоставляются заверенные копии (необязательно нотариально), но иногда налоговая инспекция может потребовать оригиналы документов.

Если по результатам проверки выявлены нарушения.

Если по итогам аудита представители налоговой выявляют ошибки, несоответствия, расхождения, то отказываются возмещать НДС полностью или частично. Свое решение они отражают в специальном акте.

На составление данного документа отводится 10 дней с момента завершения аудита. Если налогоплательщик не согласен с решением ИФНС, он может его обжаловать.

Читайте также:  Транспортный налог: льготы для пенсионеров в 2023 году

Что можно сказать по поводу расхождений? Допустим, компания подала налоговую декларацию в электронном виде, и ИФНС проанализировала документ. Если неточностей нет, и все в норме, никаких последствий для налогоплательщика не наступает. В случае выявления неточностей налоговая обратит на предприятие пристальное внимание.

Несоответствия бывают двух видов:

  • Несоответствие по сумме НДС, когда продавцом и покупателем отражены разные суммы налога в декларациях.
  • Разрыв. В декларации контрагента нет заявленной операции, или же отсутствует сама операция. Допустим, покупатель заявил о вычете НДС со сделки, а вторая сторона своевременно не подала декларацию.

Нередко несоответствия возникают из-за отражения участниками операции в разных кварталах. При этом налогоплательщик всегда может пояснить причину расхождения или подать уточненную декларацию, чтобы избежать санкций.

Если налоговики подтверждают налоговый разрыв, то доначисляют НДС. Если проверяемую организацию это не устраивает, она может отстаивать свои интересы в судебном порядке. Аргументировать свою позицию в споре с сотрудниками ИФНС налогоплательщик может следующим образом:

  • Любые свои подозрения налоговики обязаны грамотно аргументировать, представив доказательства (например, по поводу сговора между контрагентами, взаимодействия с взаимозависимыми компаниями), а не оперировать неподтвержденными предположениями.
  • Существуют первичные документы, включая накладные, подтверждающие чистоту и прозрачность сделки.
  • Если ИФНС выявила разрыв в сделках контрагентов второго и последующих звеньев, то на этом основании отказать в вычете ей не могут, поскольку проверяемый субъект в данных сделках не принимал участия.
  • Покупателю не могут отказать в вычете из-за невыполнения налоговых обязательств продавца, так как он не отвечает за действия данного субъекта.

Отбиваем у контролеров каждый рубль возмещения НДС.

Допустим, по итогам проверки налоговики составили акт, в котором описано много несоответствий и ошибок. Что делать? Прежде всего, детально проанализировать документ. Как правило, не все ошибки, обнаруженные контроллерами, обоснованы и реальны. Соответственно, налогоплательщик может защитить свои права и интересы. Важно обосновать свою позицию своевременно, оперативно изложив ее налоговикам.

Предприятия и ИП вправе предоставить возражения в письменном виде на основании акта аудита в течение месяца. Нередки случаи, когда инспекторы после ознакомления с доводами организации, снимают какие-то замечания и требования, и размер возмещения НДС существенно возрастает.

Но и в таких ситуациях не стоит радоваться раньше времени. На счет налогоплательщика не всегда попадают средства, которые получилось отстоять, в полном объеме, например, при наличии у предприятия недоимки по НДС или федеральным налогам (речь идет здесь, в том числе, о пенях и штрафах). НК РФ дает контроллерам право засчитать сумму налога для возмещения в счет оплаты долгов.

Именно поэтому налогоплательщику необходимо заблаговременно провести сверку с налоговиками, чтобы ему перечислили сумму в полном объеме.

Отмена плановых проверок по онлайн-кассам

Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.

Выездная налоговая проверка 2020

Под плановый выездной контроль подпадают фирмы и предприниматели в зависимости от присвоенной им степени риска. При включении налогоплательщиков в проверочный план налоговики анализируют:

  • начисленные и уплаченные налоговые суммы;
  • динамику налоговых отчислений;
  • динамику показателей бухгалтерской и налоговой отчетности за разные периоды;
  • соотношение показателей бухгалтерской и налоговой отчетности со средними по аналогичным фирмам и предпринимателям;
  • факторы, воздействующие на налоговую базу.

Ответственность за нарушения правил исчисления и уплаты НДС

Выездные и камеральные налоговые проверки проводятся с целью выявления нарушений по начислению и уплате НДС. Если контрольными мероприятиями эти факты будут установлены, к компании будут применяться санкции в виде штрафов и пеней.

Если в акте будет отражено занижение базы по НДС, которое возникло в виде счетной ошибки, сбоя в работе программы или другого неумышленного действия, то штраф составит 20% от неуплаченной суммы налога.

В том случае, если инспекторы посчитают, что это действие было намеренным, штраф составит 40%. За все время, в течение которого дополнительно начисленный платеж не поступил в бюджет, надо уплатить пени.

Они начисляются на сумму неуплаченного налога в первые 30 дней после установленного срока уплаты в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной ЦБ. С 31 дня необходим расчет 1/150 этого значения.

Если проверка выявит сокрытие от налогообложения крупных сумм, на руководителя может быть заведено уголовное дело. Основанием для этого считается неуплата в течение 3 лет налогов на 15 млн. рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *