- Льготы

Методика аудиторской проверки кассовых операций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика аудиторской проверки кассовых операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основная проблема заключается в том, что ДС на предприятии находятся в непрерывном движении. Рано или поздно на успешном предприятии объем операций с денежными средствами достигает таких размеров, что аудит операций с денежными средствами становится вынужденной мерой, без которой управлять предприятием в разрезе финансово-экономической деятельности становится практически невозможно.

Аудит операций по расчетным счетам

Контроль деятельности по рублевым банковским счетам – участок аудиторской проверки, требующий от аудитора последовательности и двусторонней связи с банком, в котором компания имеет открытые счета.

Большинство компаний-резидентов имеют превалирующий объем рублевых безналичных операций, и соответственно на долю этого участка приходится наибольшее число потенциальных нарушений. Речь не идет сразу о правонарушениях, скорее, это непреднамеренные ошибки в расчетах, которые возникают из-за человеческого фактора.

  • Чек на соответствие сумм из выписок по и сумм из бизнес-документации;
  • Проверка зачисления денежных средств на счета;
  • Обоснованность платежей и переводов, а также чек визирования совершенных платежей;
  • Аудит бухгалтерского отражения операций по счетам;
  • Оценка корректности отражения операций по конвертации рублей;
  • Проверка нумерации и достоверности банковских выписок;
  • Проверка оригинальности документов из банка.

Состав документации для аудита денежных средств

В ходе аудита денежных средств специалист по контролю обращается к документам финансово-хозяйственной деятельности предприятия и анализирует их. Вне зависимости от блока, подверженного аудиторской проверки, аудитор может и должен при необходимости запрашивать и сравнивать все документы, которые целесообразно использовать в рамках своей работы. Последовательный список материалов для работы может выглядеть следующим образом:

  • Кассовая книга;
  • Отчеты кассира;
  • Первичная документация;
  • Чековые книжки;
  • Выписки по счетам с приложением денежных документов;
  • Документы, подтверждающие деятельность фирмы;
  • Журналы регистрации;
  • Учетные регистры по счетам;
  • Баланс;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Управленческая отчетность.

Выводы: задачи аудита денежных средств для повышения эффективности бизнеса

В рамках аудита операций с денежными средствами аудитор не только рассматривает денежные документы определенной фирмы и работу ее бухгалтерского и финансового подразделений. Он одновременно контролирует соблюдение предприятиями нормативных положений ЦБ по обращению с денежными знаками.

Главной целью подобной деятельности становится не только проверка соблюдения законности, полноты и достоверности при отражении данных учета предприятия, но, прежде всего, дать менеджменту предприятия четкое понимание финансового состояния компании. Из этого следует, что рассматривать и использовать учет и аудит денежных средств организации необходимо в виде управленческого инструмента.

Постановка систематической системы аудита денежных средств и системы внутреннего контроля на предприятии – очень трудновыполнимая задача. Этот процесс нельзя структурировать и оставить работать навсегда. Напротив, его необходимо постоянно совершенствовать и развивать, несмотря на то, что он является наиболее трудоемким видом аудиторской проверки.

Организация и совершенствование системы финансового аудита на предприятии потребует не только внутренних усилий менеджеров компании, но и инвестиций. Но совершенно точно, эффект от внедрения системы учета и проведения систематических аудитов денежных средств и финансового состояния компании положительно скажется на итоговых результатах финансово-экономической деятельности предприятия.

Порядок составления плана

Для проведения проверки составляется план контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю, индивидуальный для каждого подведомственного учреждения. Для аудиторской проверки необходимо указать:

  • тему;
  • перечень вопросов, которые будут изучаться в ходе проверки;
  • сроки проведения;
  • список ответственных должностных лиц.

Подготавливая карту внутреннего финансового контроля на 2023 год, учитывайте:

  • существенность операций, то есть оказывают ли проверяющиеся операции значительное влияние на показатели отчетности;
  • объем выборки операций, которые будут тестироваться для определения надежности контроля;
  • возможные риски после проведения контроля;
  • сроки проведения проверки;
  • возможность проведения внеплановых аудиторских проверок.

Пример для казенного учреждения

Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет:

  • цели, задачи и объекты внутреннего финансового контроля Администрации;
  • организацию внутреннего финансового контроля в Администрации;
  • критерии оценки состояния системы финансового контроля;
  • порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля Администрации.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики Администрации;
  • установление полноты и достоверности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации;
  • предупреждение и пресечение финансовых нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального имущества.

1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Администрации.

1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
  • контроль за соблюдением законности при использовании бюджетного финансирования, законности финансовых и хозяйственных операций, за наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Администрации;
  • разработка мер по совершенствованию внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины, по экономному расходованию, обеспечению сохранности муниципальных средств и имущества, по организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.

1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

  • плановые документы (сметы и иные плановые, прогнозные документы);
  • договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
  • постановления (распоряжения) Администрации;
  • первичные учетные документы и регистры учета;
  • хозяйственные операции, отраженные в учете Администрации;
  • бюджетная (финансовая), налоговая, статистическая и иная отчетность Администрации;
  • иные объекты по распоряжению главы Администрации.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации.

2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:

  • должностные лица Администрации;
  • отдел внутреннего финансового контроля Администрации.

2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:

  • предварительный контроль — мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий должностных лиц Администрации до совершения факта хозяйственной жизни Администрации;
  • текущий контроль — мероприятия, направленные на проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета, мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования;
  • последующий контроль — мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц Администрации после совершения факта хозяйственной жизни.

Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации.

К мероприятиям предварительного контроля относятся:

  • проверка документов Администрации до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • контроль за принятием обязательств Администрации в пределах смет;
  • проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);
  • проверка проектов постановлений (распоряжений) Администрации;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.

Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности.

К мероприятиям текущего контроля относятся:

  • проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение принять документы к оплате;
  • проверка полноты оприходования наличных денежных средств, полученных в банке;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Последующий контроль в Администрации осуществляется:

  • должностными лицами Администрации в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • отделом внутреннего финансового контроля Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:

  • проверка первичных документов Администрации после совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • анализ полноты исполнения показателей бюджетных смет Администрации;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:

  • проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств Администрации.

2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки.

Периодичность проведения проверок:

  • плановые проверки — в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля;
  • внеплановые проверки — по мере необходимости при поступлении информации о возможных нарушениях.

2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля.

Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации.

3. Оценка состояния системы финансового контроля

3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации.

3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации.

В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации

4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:

  • в журнале внутреннего финансового контроля;
  • отчетах о результатах внутреннего финансового контроля.

4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации.

4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

  • описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
  • сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
  • сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в структурное подразделение, ответственное за внутренний финансовый контроль, правоохранительные органы.
Читайте также:  Статус декларации 3-НДФЛ в личном кабинете: как и зачем проверять

А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.

Ответственность за проведение

Любая компания несет определенную ответственность за осуществление контроля внутри компании. Аудитор же должен удостовериться в том, что данная система контроля работает исправно и без нарушений.Задачами руководителя компании будут являться:

  1. Оборудование кассы должным образом, а также обеспечение сохранности денежных средств как при хранении внутри компании, так и в случае транспортировки в банк.
  2. Обеспечить наличие кассовой книги (при этом должна быть только одна книга).
  3. Следить за тем, что бы в кассе хранились только денежные средства компании, а не личные ценности и деньги сотрудников.
  4. Осуществлять прием наличности только с применением ККТ.
Что проверяется при аудите кассовых операций Особенности проверки
Первичная документация Вся первичка должна быть заполнена должным образом и содержать необходимые подписи. Наличие исправлений в документах не допускается.
Правильность оприходования денежных средств С этой целью проводится сверка сумм из корешков пробитых чеков, банковских выписок и т.д. Если какая-либо сумма будет пропущена, то это будет считаться грубым нарушением.
Соблюдение лимитов при расчетах наличными При проведении сделок купли-продажи запрещено принимать наличными денежные средства в суммах, превышающих установленный законодательством лимит. Если такая необходимость есть, то операция должна проводиться через банк.
Инкассация наличных Компании и предприниматели вправе сдавать денежные средства через инкассаторские службы. В этом случае денежные средства будут защищены. При оформлении каждой сумке должна составляться денежная ведомость.

Аудит расчетов с подотчетными лицами. Методика, нормативное регулирование

У компании в процессе деятельности возникает необходимость рассчитываться наличными за Услуги, продукты. В этом случае средства выдаются сотруднику для того, чтобы он сделал все выплаты в соответствии с распоряжениями руководства. Наличные выдаются работнику под его личную ответственность. Соответственно, он становится подотчетным.

Как составить программу аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами?

Как происходит аудит учета кассовых операций в 2014 году

По принятому Указанию Банка России от 11.03.2014, который регулирует порядок ведения кассовых операций юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, теперь для индивидуальных предпринимателей нет обязанности устанавливать лимит остатка наличных денег в своей кассе. Это существенно упрощает жизнь малому бизнесу, и соответственно, облегчает аудит кассы и кассовых операций.

Ранее, за несвоевременную инвентаризацию денежных средств, или при наличии остатка денег свыше лимита, грозил значительный денежный штраф. Теперь же, предпринимателю остается только следить за правильностью отражения сведений по факту проведения хозяйственных операций в своей бухгалтерской отчетной документации. Кроме этого, ИП, которые ведут учет доходов и расходов, могут не оформлять кассовые документы.

Практически все ИП по своим физическим показателям деятельности, освобождены от ведения бухгалтерского учета. Таким образом, происходит так называемое совершенствование аудита кассовых операций у предпринимателя. В соответствии с Указанием Банка, в случае ведения предпринимателем учета доходов, или расходов, а также при других объектах налогообложения, можно теперь не вести кассовую книгу. То есть, она конечно может вестись предпринимателем, но только для себя, требовать ее в обязательном порядке права не имею. Но это «де-юре».

Несмотря на некоторую упрощенность, все же рекомендуется предпринимателю проводить время от времени самостоятельную проверку кассовых операций. В основном этого требуют субъекты малого бизнеса, обороты которых растут, которые имеют несколько счетов, а также заключенные договора о материальной ответственности кассиров, несколько торговых точек или касс. Данные меры призваны помочь и самому предпринимателю разобраться в финансовых вопросах своего бизнеса.

Читайте также:  Что такое взыскание в порядке регресса

Важно! Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление в конкретной компании проблем, связанных с кассовыми операциями, движением денег и ведением бухгалтерии.

Задачей аудита является проверка всех документов и хозяйственных операций компании, регламентируемых законодательством РФ. Данная процедура должна проводиться по Федеральным стандартам аудита, которые содержат требования, указания, положения к данной процедуре, а также примеры из практики.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется законом №54-ЗФ. Кроме того, при проведении аудита следует обращать внимание на следующие нормативные акты:

  1. Методические указания по инвентаризации и финансовых обязательств;
  2. Указания Банка РФ «Об осуществлении наличных расчетов»;
  3. Постановление Госкомстата №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету инвентаризации».

Инвентаризация кассы.

Проверка кассы начинается с проведения инвентаризации, которую осуществляют немедленно по прибытии аудитора на место проверки в присутствии кассира и главного бухгалтера. Инвентаризации подвергаются наличные денежные средства и документы, бланки строгой отчетности, ценные бумаги. При этом кассир должен предоставить для проверки приходные и расходные документы по операциям последнего дня и последние отчеты о движении денежных средств, а также дать расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денежных средств. Он группирует наличные деньги по соответствующим купюрам и проводит полный полистный их подсчет, включая опечатанные в пачках деньги, полученные в учреждении банка. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна проводиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов и защищенности программ от несанкционированного доступа.

План аудиторской проверки кассовых операций

План аудиторской проверки является руководством для непосредственного ее проведения.

При подготовке общего плана аудита кассовых операций проводятся процедуры, результаты которых детально документируются [1].

План аудита кассовых операций:

Планируемые виды работ

инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;

проверка правильности документального оформления операций;

проверка полноты, своевременности оприходования и правильности списания в расход денежных средств, проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

проверка соблюдения кассовой и финансовой дисциплины;

На основе плана аудита кассовых операций затем должна быть составлена программа аудита. План аудита позволяет определить характер, период времени и объем запланированных аудитором работ.

Программа аудита кассовых операций по мере необходимости уточняется и пересматривается в ходе аудита, т.к. планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур [2].

Как вести бухучет кассовых операций

С 1 марта 2022 года будут применяться новые формы документов:

  • заявлений о регистрации (перерегистрации) и снятии с учета кассовой техники;

Так, в заявлении о регистрации теперь нужно будет указывать, используется ли кассовый аппарат при продаже маркированных товаров.

  • карточек регистрации кассы и снятия ее с учета.

Новые формы, а также правила их заполнения и подачи в налоговую службу, в том числе на бумажных носителях, утверждены приказом ФНС от 08.09.2021 № ЕД-7-20/799.

С 20 апреля 2022 года указывать код маркировки в кассовом чеке будут обязаны те компании и ИП, которые:

  • продают товары через вендинговые автоматы, а также по образцам или дистанционно;
  • доставляют товары через курьерские службы, почту, постаматы.

Сейчас такие компании (ИП) вправе код товара в чеке не указывать. Дата отмены послабления утверждена постановлением Правительства РФ от 08.07.2021 № 1139.

Любая проверка начинается с составления плана аудита. На этом этапе оценивается объем работы, выбираются применяемые методики и составляется блок-схема аудита.

Порядок проведения аудита кассы состоит из следующих этапов:

  1. Инвентаризация.
    Процедура проверки на этом этапе также включает контроль условий хранения ценностей. Здесь нужно отметить, что порядок хранения денег на каждом предприятии определяется руководителем. Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У не содержит общих требований к оборудованию кассы. Поэтому производится проверка соответствия кассового помещения внутренним регламентам организации.
  2. Проверка общих внутренних документов компании, регламентирующих работу с наличными.
    К ним относятся, например, правила хранения ценностей в кассе, упомянутые в предыдущем пункте. Также в организации обязательно должна быть должностная инструкция кассира и договор с ним, предусматривающий полную материальную ответственность.
  3. Проверка первички.
    Здесь контролируется соблюдение форм применяемых бланков и корректность их заполнения. На сегодня большинство форм первички организации могут разрабатывать сами. Но к кассовым документам это не относится — их нужно заполнять в строгом соответствии с указанием № 3210-У. ИП могут не придерживаться требований ЦБ РФ. Но на практике ИП часто все равно работают с наличностью на общих основаниях, т.к. это упрощает контроль за движением денег.
  4. Проверка бухучета.
    Все данные первички должны быть в точности перенесены на учетные регистры, а сальдо по счетам — соответствовать фактическому наличию средств в кассе. Также необходимо проверить и соблюдение лимита остатка денежных средств. Его предприятия рассчитывает самостоятельно, в соответствии с приложением к указанию № 3210-У. ИП имеют право не устанавливать лимит кассы.

Важно!

Индивидуальные предприниматели могут накапливать денежные средства в кассе без ограничений (п. 2 Указания № 3210-У). Вместе с тем, если малое предприятие не воспользуется таким правом и установит лимит, то оно будет обязано его соблюдать (Письмо Банка России от 08.12.2014 № 29-1-1-6/9698).

  1. Проверка проведения инвентаризаций.
    Периодичность инвентаризаций кассы устанавливается руководителем предприятия и закрепляется в учетной политике или в отдельном положении. Также существуют и ситуации, когда инвентаризация обязательна: перед сдачей отчетности, при смене кассира и т.п. Следует проверить соблюдение периодичности, оформление актов (форма ИНВ-15) и отражение в учете выявленных отклонений.
  2. Если организация работает с населением, то нужно проверить порядок использования ККТ. Действующая редакция закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ («О применении ККТ…») предусматривает в течение 2017-2021 годов поэтапный переход на технику нового образца (онлайн-кассы). Сроки, начиная с которых необходимо применять онлайн-кассы, зависят от категории (организация или ИП), вида деятельности и налогового режима. Поэтому в рамках аудита нужно проследить за своевременностью обновления кассовой техники с учетом характеристик проверяемой компании.
  3. Иногда организации и предприниматели рассчитываются наличными деньгами и между собой. Тогда при аудите расчетных операций нужно проконтролировать, чтобы объемы оплаты наличными по одной сделке не превышали 100 тыс. руб.

В приложении к документу №3210-У от 11/03/14 г. Банка РФ предлагается два варианта расчета кассового лимита:

  • по объему поступления наличности в кассу;
  • по объему выдачи наличности из кассы.

Формулы расчета такие:

  • L1 = V / P * Nc – «по объему поступления»;
  • L2 = R / P * Nn – «по объему выдачи».
Читайте также:  Договор аванса на покупку вторичной квартиры

Здесь L1 и L2 – рассчитанные лимиты, V и R – величина поступления и выдачи наличности, Nc и Nn – временной промежуток в р. днях между моментами сдачи выручки, получения денег в банке по чеку, соответственно. Он не может превышать 14 р. дней; P – расчетный период, за который учитывается величина поступления или выдачи наличности. Он не может быть выше 92 р. дней. Из расчета «по объему выдачи» исключаются дни и суммы выплат зарплаты, иных выплат сотрудникам «зарплатного» характера.

Пример. Организация устанавливает лимит кассы. За расчетный период взят декабрь прошлого года. В нем 21 рабочий день. Расчет лимита ведется по первому варианту, объем полученной наличной выручки — 550 000 рублей. Выручка, по соглашению с банком, сдается раз в 3 дня.

Стандартные, наиболее часто используемые в БУ корреспонденции счетов по кассе приведены ниже.

Приход:

  • 50/51 – с расчетного счета оприходованы деньги.
  • 50/62 – покупатель внес оплату (аванс в счет поставок).
  • 50/66,67 – в кассу поступили средства по кредиту (краткосрочному, долгосрочному).
  • 50/75 – учредители сделали взнос в уставный капитал наличными.

Расход:

  • 51/50 – сверхлимитная сумма сдана в банк.
  • 70/50 – выдана наличными зарплата.
  • 71/50 – выдача наличных «подотчетнику».
  • 60/50 – наличными уплачено поставщику за товар, услуги (уплачен аванс).
  • 66,67/50 – погашен наличными кредит (краткосрочный, долгосрочный).
  • 75/50 – дивиденды выплачены наличными.

При использовании онлайн-кассы проводки могут иметь особенности:

  1. 50/90-1 – выручка с розницы. Если выручка от определенного контрагента, используют Кт 62, а затем делают проводку 62/90-1. При расчетах картой вместо счета 50 используется счет 57 «Переводы в пути». В данном случае средства за товар внесены, но считаются еще не поступившими на счет фирмы.
  2. 41/76 (или 62), 76/50 (или 51) – от покупателя принят товар, и ему возвращены деньги; дебет и кредит формируются с учетом рабочего плана счетов фирмы. Здесь необходимо еще сторнировать проводки 76/90-1 и 90-2/76, т.е. откорректировать выручку и стоимость проданного товара.
  3. 76/50 и обратная проводка 50/76 применяются для различных расходных и приходных операций. Вместо 76 может применяться счет 60. Отметим, что расход и возврат могут осуществляться, помимо кассы, и на расчетный счет (51), и на карту (57).

Новшества в правилах ведения кассовых операций

Заработная плата, которая не была выплачена работнику, должна быть депонирована. В связи с этим в последний день выдачи наличных денег, предназначенных для выплаты заработной платы, кассир в расчетно-платежной ведомости должен был сделать запись «Депонировано» напротив фамилий и инициалов работников, которым не выданы наличные деньги. Еще он должен был рассчитать и записать в итоговой строке сумму фактически выданных наличных средств и сумму, подлежащую депонированию. Эти требования были установлены пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У.

Депонированные суммы, как правило, сдавались в банк, хотя положения Указания № 3210-У и не запрещали хранить их в кассе учреждения. Поэтому учреждение могло не сдавать в банк депонированные денежные средства (конечно, при условии, что лимит остатка наличных денег в кассе не был превышен).

Теперь депонировать невыплаченную зарплату учреждению больше не нужно, поскольку абз. 3 пп. 6.5 п. 6 Указания № 3210-У утратил силу.

Начиная с 30.11.2020 учреждениям разрешено вести кассовые операции с применением устройств, которые функционируют в автоматическом режиме без участия работника. Это следует из нового положения п. 4 Указания № 3210-У, которым установлены требования к таким устройствам. В частности, автоматические устройства, конструкция которых предусматривает прием и (или) выдачу банкнот, должны иметь функцию распознавания на всей площади банкноты не менее четырех машиночитаемых защитных признаков, указанных в п. 1.1 Положения № 630-П.

За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

  • для должностных лиц – от 4 000 до 5 000 руб.;

  • для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

В ходе проверки кассовых операций аудитор должен удостовериться в соблюдении законодательных и нормативных актов, которые представлены в таблице №1 (см. приложение).

2. Планирование аудиторской проверки кассовых операций

2.1 Составление общего плана проверки

На стадии планирования аудитор собирает, систематизирует и оценивает информацию о клиенте с целью разработки общей стратегии аудиторской проверки. На данном этапе аудитор получает информацию о финансово-экономической деятельности аудируемого лица, экономических предпосылках и условиях, менеджменте, финансовом состоянии, а также об особенностях бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации. Затем полученная информация обрабатывается и оцениваются риски, присущие деятельности клиента. На основе этих данных аудитор формирует общий план и программу аудита.

С учетом проведенного анализа разрабатывается общий план аудита, который отражает стратегию аудита данной организации. Ответственный по планированию аудита определяет максимальную погрешность, которая не должна превышать общий уровень существенности.

Значимые области определяются на основании данных о возможных областях аудита, выявленных при предварительном планировании, и принятых значений уровня существенности и аудиторского риска. По каждой области аудита следует обосновать выбранный метод аудита: систематизированный, т.е. ориентированный на систему внутреннего контроля в каждой данной области, или существенный, т.е. сплошной или выборочный. Выводы о значимых областях аудита и применяемых методах используются при составлении плана аудиторской проверки.

Кроме разделов, составляющих предмет аудита, в плане также необходимо учесть такие вопросы, как выполнение рекомендаций предыдущего аудита, возможное использование внутреннего контроля аудируемой организации, проблемные направления, вероятность дополнительной работы, необходимость привлечения экспертов и консультантов.

Перечень разделов, отражаемых в Общем плане аудита, утверждается внутренними стандартами аудиторской организации [7; стр. 43].

Наметив конкретные цели аудита можно начать процесс сбора фактической информации. Аудитор определяет, какие свидетельства следует в данном случае собирать. Аудит опирается на определенный набор методов по его организации, которые помогают аудитору собрать достаточное количество свидетельств. Процесс аудирования включает в себя четыре фазы. Они показаны в таб. №2.

Список использованной литературы

1. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.- 583с.

2. Наринский А.С., Гаджиев Н.Г. Контроль в условиях рыночной экономики. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 176с.

3. Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). М.: информационно-внедренческий центр «Маргетинг», 1994 – 78с.

4. Кочинев Ю.Ю., под ред. к. э. н. проф. Н.Л. Вещуновой Аудит. – СПБ. : Питер, 2002. – 304 с.: ил.- (Серия 2Бухгалтеру и аудитору»).

5. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 352с. – (серия «Высшее образование»).

6. А.В. Газарян, руководитель департамента аудита ЗАО “МКД”, Г.В. Соболева, доцент СПбГУ “Планирование аудита годовой отчетности”, журнал “Бухгалтерский учет” № 7, 2005г.

7. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: пер. с англ.; гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *