- Права потребителей

Установлены особенности регулирования земельных правоотношений в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установлены особенности регулирования земельных правоотношений в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Хочу нагло завладеть соседним заброшенным участком СНТ(его нет росреестре и кадастре). Хозяин(ФИО не знаю) умер. в 90-х выдавались свидетельства(председатель его не видел). Садовой книжки нет. Наследники не приезжали. В архиве района есть общий список СНТ без привязки в № участка из 90-х. Но полгода назад появился человек без документов на участок,стал платить председателю за участок.

Комментирует Анатолий Несмиян:

…Проблема вот в чем. Помимо чисто технического ввода земель в оборот (а значит — рекультивации их) снова всплывает один из ключевых показателей сельского хозяйства — так называемая «тракторовооруженность», то есть количество условных тракторов и иной техники на гектар. Общее количество тракторов в хозяйствах за 10 лет снизилось с 310,3 тыс машин в 2010 году до 203,6 тыс машин в 2020 году (без учета тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и другие машины).

Увеличение земель в обороте дополнительно снизит удельные показатели, и это при том, что Россия еще в середине десятых годов, к примеру, в два раза отставала по ним от Белоруссии. Сравнивать с развитыми странами вообще бессмысленно — здесь отставание практически на порядок.

Что означает слабая тракторовооруженность и низкая механизация? Падение производительности, ухудшение качества обработки почвы и как итог — ее деградацию. Ростовский «Россельмаш», безусловно, не вытянет весь объем задач, здесь требуется целая госпрограмма. Но кто видел эту программу и каковы ее результаты?

В итоге системная проблема опять решается «по краю» — а давайте увеличим посевные площади! Вот просто возьмем и увеличим. Ну, увеличим (может быть). И что дальше?

Как найти информацию о бесхозном земельном участке

Чтобы отыскать сведения о брошенном участке, воспользуйтесь электронной публичной кадастровой картой Российской Федерации. Чтобы это осуществить, зайдите на официальный сайт Росреестра. Посредством данной карты можете определить, формировался ли раньше бесхозяйный участок.

Разыщите на электронной карте свой участок. Осуществить это можете легко. В левом верхнем углу страницы введите кадастровый номер своей земли. Отыскать его вы можете в свидетельстве о государственной регистрации. После нахождения своего участка, найдите и рассмотрите заброшенный участок на электронной карте.

Красный контур, очерчивающий территорию земли, свидетельствует о том, что данная земля была раньше учтена, что существенно упрощает процесс получения. Если же не получилось ознакомиться с очертаниями бесхозного участка, следовательно, его прежде необходимо сформировать из федеральных или земель города.

Право владения появляется только после производства регистрационной записи в едином государственном реестре недвижимости. Чтобы осуществить это действие, нужно передать определенный пакет документов в Росреестр.

Гражданский кодекс Российской Федерации декларирует, что земли, которые не находятся во владении граждан, организаций и муниципалитета, относятся к собственности государства.

Следовательно, первое, что нужно осуществить, это определить, кто является собственником интересующего вас участка земли. Запомните, что земли, принадлежащие муниципалитету или государству, могут быть переданы в собственность гражданам за плату. Производится данное действие путем осуществления торгов.

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2023 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2023 в порядке изъятия предусмотрены:

  • сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
  • далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
  • затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
  • потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
  • наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

Имущественный налоговый вычет с изъятого имущества

Согласно статье 220, п. 7 Налогового кодекса РФ, вы обязаны оплатить налоги с полученных доходов за изъятое имущество. Но государство предоставляет право с полученной компенсации получить имущественный налоговый вычет.

Чтобы получить имущественный налоговый вычет с изъятого имущества, следует подать в ФНС налоговую декларацию. И подавать налоговую декларацию не позже года, следующего за тем, в каком компенсацию вам выплатили. Иными словами, в течение года (п. 7 ст. 220 НК РФ).

От отсутствия льготы по уплате налога на имущества – оплата вами производится за тот год, в который произошло изъятие. Налог высчитают исходя из времени в году пропорционально, пока вы считались владельцем имущества.

Смотрите внимательно предложенную стоимость за ваш участок при изъятии и сравнивайте ее с рыночной ценой на аналогичные участки с домами. Либо обратитесь в агентство недвижимости, но скорее всего придется внести небольшой размер в оплату за оказание услуги.

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2022 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Для строительства дороги

Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.

Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.

Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.

Как лишить собственника земли, если он забросил участок?

Написать комментарий

      • Недвижимость. Земля. Строительство
      • Недвижимость и инфраструктура

      Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

      Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

      Читайте также:  Можно ли ездить без техосмотра в 2023 году?

      Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

      1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

      2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

      3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

      В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

      Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

      Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

      Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

      Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

      Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

      Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

      Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

      Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

      Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

      С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

      «Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

      • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
      • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
      • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

      С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

      Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

      Как оспорить изъятие земельного участка в суде

      Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

      Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.

      «Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.

      Основания для изъятия земель

      Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

      • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
      • АЭС;
      • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
      • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
      • объекты космической отрасли;
      • обеспечение естественных монополий;
      • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
      • автодороги.
      Читайте также:  none

      Порядок изъятия участка в 2019 году

      Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

      • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
      • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
      • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
      • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
      • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.

      Государственные органы, которые могут изъять землю

      Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

      1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
      2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
      3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

      Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

      • на основании их собственной инициативы;
      • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

      Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

      1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
      2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
      • исполнения международного соглашения;
      • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
      1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

      В связи с неиспользованием

      Статья 284 ГК России определяет, что разрешается изъятие земли у владельца в связи с неиспользованием трех или более лет в том варианте, если целевое назначение участка – это:

      1. сельского типа хозяйство;
      2. жилищного типа строительство.

      Критерии неиспользования земли сельскохозяйственного типа перечислены в П.П. № 369 “О признаках…”.

      Течение выделенного трехлетнего срока прерывается, если эксплуатация участка в соответствии с его предназначением было невозможно в связи со:

      • бедствиями стихийного характера;
      • чрезвычайными ситуациями;
      • другими похожими случаями.

      При этом срок освоения участка в установленный трехлетний период:

      1. включается, если земля создана для ведения сельского хозяйства
      2. не включается в других ситуациях, также и при ИЖС.

      Согласно статье № 49 ЗК России, земля может быть изъята у владельца в пользу государства или администрации, но только серьезной необходимости в этом, а еще при наличии некоторых оснований:

      1. Выполнение договоров международного уровня России.
      2. При возведении, реконструкции строений, имеющих важное муниципальное или государственного типа значение.

      Но при условии полного отсутствия других вариаций ведения застройки, работ по обновлению таких объектов, как:

      • объект энергетики атомной;
      • объект системы энергетической;
      • оборонный объект;
      • транспортный;
      • линейный;
      • трассы разных типов.
      • При наличии других оснований, которые указаны в Федеральном Законодательстве России.

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *