- Жилищное право

24. Понятие и виды нормативных правовых актов.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «24. Понятие и виды нормативных правовых актов.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с теорией права разъяснение (толкование) нормативных правовых актов осуществляется государственным органом, которым принят (издан) соответствующий акт, или в рамках судебного производства при рассмотрении конкретных обстоятельств дела.

Нормативный правовой акт в форме приказа: что говорит закон?

Множество вопросов у пользователей вызывает ситуация с нормативными правовыми актами (далее – НПА) в форме приказов, принимаемых (издаваемых) различными нормотворческими органами. Какие именно органы имеют право их принимать? Почему отсутствует определение приказа как НПА? Каковы правовой статус таких НПА и их место в иерархии НПА?

На некоторые вопросы постараемся ответить в этой статье.

НПА в форме приказа: кто вправе принимать?

C 01.02.2019 в нашей стране действует новый Закон «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), который изменил подходы к определению юридической силы некоторых видов НПА. В частности, в нем отсутствует определение приказа как самостоятельного вида НПА. Отсюда можно сделать вывод, что издание НПА в форме приказа, скорее, исключение из правила, чем правило. С учетом отсутствия определения приказа как одного из видов НПА существует точка зрения, что НПА в форме приказа вообще не издают. А если и издают, то в исключительных случаях.

Справочно
В прежнем законе, действовавшем до 01.02.2019, под приказом республиканского органа государственного управления понимался НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере .

Тем не менее такой вид НПА, как приказ, не является редкостью для белорусского законодательства. Несмотря на отсутствие определения НПА в форме приказа, в Законе № 130-З некоторым нормотворческим органам по-прежнему делегировано право принятия НПА в форме приказов.

Таким образом, условно можно выделить три группы нормотворческих органов, которые вправе издавать НПА в форме приказов. Среди них можно назвать:

1) Генерального прокурора;

2) нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту, например Администрация Президента, Управление делами Президента, Белстат и др.;

3) иные нормотворческие органы (должностные лица), которые не предусмотрены Законом № 130-З. В числе таких органов можно назвать Бюро по транспортному страхованию, БРУСП «Белгосстрах».

И если с полномочиями первой группы (Генеральный прокурор) более или менее все понятно и сложностей не возникает, то появляются вопросы относительно второй и третьей групп, поскольку конкретный перечень таких органов в Законе № 130-З отсутствует.

Для того чтобы более полно охарактеризовать круг нормотворческих органов, имеющих право издавать НПА в форме приказов, рассмотрим критерии, которым они должны соответствовать.

Относительно второй группы (нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту) Закон № 130-З определяет два критерия, которым должен соответствовать нормотворческий орган, имеющий право издать НПА в форме приказа:

1. Подчиненность (подотчетность) Президенту Республики Беларусь.

2. Отсутствие коллегий (коллегиальных органов).

Из нормы, предоставляющей право издания НПА в форме приказов, следует, что для их принятия (издания) нормотворческий орган должен соответствовать двум критериям одновременно. При этом каждый из вышеназванных критериев имеет два варианта. Иными словами, должно быть одновременное сочетание одного критерия из первой группы и одного критерия из второй группы.

Относительно первого из критериев следует пояснить, что нормотворческий орган может быть либо подчинен, либо подотчетен Президенту. Относительно второго – в нормотворческом органе должна отсутствовать коллегия (коллегиальный орган управления).

Все возможные варианты сочетаний этих критериев можно представить в виде четырех пар:

подчиненность Президенту + отсутствие коллегии;

подчиненность Президенту + отсутствие коллегиальных органов;

подотчетность Президенту + отсутствие коллегии;

подотчетность Президенту + отсутствие коллегиальных органов.

Рассмотрим на примерах, как работают сочетания этих критериев.

Соответственно можно сделать общий вывод для трех вышеперечисленных ситуаций: ни Белстат, ни Нацбанк, ни ВАК с 01.02.2019 не вправе принимать НПА в форме приказов.

Можно предположить, что среди госорганов, подчиненных (подотчетных) Президенту, которые вправе принимать НПА в форме приказов, таковым является Оперативно-аналитический центр (далее – ОАЦ).

Об этом свидетельствуют следующие факты. ОАЦ непосредственно подчинен Президенту. Приказы ОАЦ публикуются в разд. 7 на официальном сайте www.pravo.by, который целевым образом предназначен для публикации правовых актов Администрации Президента, нормативных правовых актов КГК, Следственного комитета, Управления делами Президента, иных госорганов, непосредственно подчиненных (подотчетных) Президенту.

Справочно
В качестве примера такого НПА можно назвать приказ ОАЦ от 09.10.2019 № 336, который был зарегистрирован в НРПА 10.10.2019 за № 7/4372 и официально опубликован 12.10.2019 в разд. 7 на сайте www.pravo.by.

Вопросы принятия (издания) НПА в форме приказов иными нормотворческими органами рассмотрим далее.

Каков правовой статус приказов, издаваемых Белорусским бюро по транспортному страхованию

Закон № 130-З не содержит прямых правовых норм, регулирующих правоотношения для указанной ситуации. Для того чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь следует обратиться к уставным документам указанной организации.

Исходя из анализа вышеперечисленных норм следует, что республиканская ассоциация не является нормотворческим органом, подчиненным (подотчетным) Президенту. В ней также имеется коллегиальный орган управления – дирекция. На основании буквального прочтения нормы Закона № 130-З можно сделать вывод, что Бюро не вправе принимать НПА в форме приказов, поскольку оно не относится к тем категориям органов, которым предоставлено такое право в соответствии с Законом № 130-З.

При этом в период с 01.02.2019 по настоящее время в НРПА было зарегистрировано восемь приказов Бюро. Они также были опубликованы на официальном сайте www.pravo.by в разд. 10 «Иные правовые акты Республики Беларусь, являющиеся нормативными».

Справочно
В качестве примера такого НПА можно назвать приказ Бюро от 29.07.2019 № 27-од, который был зарегистрирован в НРПА 30.07.2019 за № 10/265 и официально опубликован 01.08.2019 в разд. 10 на сайте.

Бюро обладает полномочиями по разработке и утверждению документов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе по согласованию с нижеперечисленными госорганами:

Наименование госоргана Наименование документов, разрабатываемых и утверждаемых Бюро
Минфин Формы бланков страхового свидетельства, страхового полиса и страхового сертификата, правил проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Минфин и МВД Формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии и порядка его заполнения
Минтранс Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Минздрав и Минтруда Правила определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Формы справки об осмотре транспортного средства для заключения договора комплексного внутреннего страхования
МВД Формы справки, выдаваемой по результатам разбирательства по дорожно-транспортному происшествию
Госкомимущество Правила определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Читайте также:  Политическое устройство Германии

Однако указаний, что нормативные документы, принимаемые (издаваемые) Бюро, должны быть оформлены в форме приказов, в Уставе Бюро нет. Термин «приказ» в Уставе не упоминается вовсе. Фактически негосударственной некоммерческой организации предоставлено право устанавливать общегосударственные обязательные правила поведения. Это не в полной мере согласуется с определением нормотворческого органа, данном в Законе № 130-З.

Справочно
Под нормотворческим органом (должностным лицом) понимается государственный орган (организация) (должностное лицо), уполномоченные Законом № 130-З и иными законодательными актами на принятие (издание) НПА .

Иными словами, при подготовке НПА в форме приказа в Бюро должны руководствоваться теми же правилами, которые установлены для нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту, в которых есть коллегиальный орган управления. Следовательно, можно сделать вывод, что НПА, принимаемые Бюро, должны быть оформлены в форме постановлений, а не приказов.

Нормативно правовой акт — официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом, социальными структурами или референдумом.

Нормативно правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

К законам относятся:

  • Конституция РФ
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Законы субъектов РФ

К подзаконным актам относятся:

  • Указы и распоряжения Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Нормативные акты федеральных органов власти
  • Нормативные акты органов власти субъектов РФ

Признаки нормативного правового акта:

  • Издается органами государства
  • Обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством
  • Имеет вид письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят, наличие подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера
  • Носит законный характер
  • Содержит нормы права (правила поведения)
  • Характеризуется неконкретностью адресата

Уровни нормативных актов:

  • Общефедеральные
  • Источники права субъектов федерации
  • Муниципальные правовые акты
  • Локальные правовые акты

Закон — нормативно правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимается в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Виды закона:

— по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

— по отраслевой принадлежности (отраслевые – гражданско-правовые, уголовно-правовые; межотраслевые – СМИ, об образовании).

— по сроку действия (постоянные, временные, чрезвычайные);

— по сферам действия (общефедеральные и региональные);

— по кругу лиц (общие и специальные)

Основная отличительная черта нормативно-правового акта заключается в том, что обычно он рассчитан на широкий круг граждан. Также выделяются следующие признаки:

  • Может быть разработан только структурой, имеющей на то полномочия.
  • В тексте указываются определенные поведенческие нормы.
  • Для вступления в силу используется определенные порядок.
  • Прочитать всю важную информацию можно в соответствующей бумаге.
  • Основное направление – регулирование отношений внутри или между различными категориями граждан.
  • Основным создателем является государство.
  • Входит в законодательную систему страны.

Эти признаки во много повторяют описание законов. Однако основное отличие между двумя типами документов заключается в их юридической силе, особенностью использования и наказанию в случае нарушений.

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

    Главным законом, определяющим устройство общества и всего государства, устанавливающим последовательность и принципы образования государственных органов, избирательную систему, права и обязанности граждан страны, называют Конституцию РФ. Закон был принят на всенародном референдуме 12 декабря в 1993 году. Данный документ является высшим нормативным правовым актом, в соответствии с которым формируется всё законодательство государства. Основополагающие идеи Конституции отражены в других законодательных документах, которые не имеют право оспаривать её положения, в противном случае они будут отменены. Текст настоящего закона состоит из 137 статей, содержащих нормы из разных отраслей права. Поправки в Конституцию могут быть внесены только в специальном порядке после утверждения нового проекта Конституционным Собранием или одобрения инициативы всенародным голосованием.

    Локальные нормативные правовые акты

    В соответствии с Законом о НПА

    локальный нормативный правовой акт — нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций

    В соответствии с ТК РБ:

    локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;

    Локальные нормативные правовые акты, как вытекает из вышеизложенного, действуют в рамках одной или нескольких организаций. К ним, кроме указанных встатье 1 ТК, относятся такие виды документов, как устав организации, положения о структурных подразделениях организации, должностные инструкции работников, инструкция по делопроизводству в организации, положение о материальном стимулировании работников, штатное расписание, иные организационные документы, трудовые договоры, контракты.

    Локальные правовые акты могут носить как нормативный, так и ненормативный характер. К примеру, приказ о приеме на работу является ненормативным локальным правовым актом, в то время как договор о коллективной материальной ответственности является нормативным.

    Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

    Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

    Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

    Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

    Статья как структурная единица закона

    Статья выступает в качестве главного элемента структуры любого закона, а прочие нормативные акты содержат в своем составе пункты и подпункты. Российское законодательство не содержит в правовых документах материал в виде сплошного текста.

    Замечание 7

    Статейные заголовки в законодательстве упрощают работу с документами и облегчают процесс поиска требующихся положений, их восприятие и соизмерение между собой.

    В процессе составления и написания закона требования к заголовкам статей организуют более тщательный подход к работе у трудящихся над законом лиц. Им приходится вносить в статью единично отдельно стоящие вопросы и следить за их точным и логичным следованием.

    В качестве упущения законосоставляющей техники можно рассматривать отсутствие заголовков в статьях различных законодательных документов. Любая статья должна являться внутренне целостной и нести завершенную суть и смысл.

    Замечание 8

    Неоправданное слияние нескольких статей в одну осложняет процесс ее восприятия и использования в практической деятельности.

    Единичная статья может включать в себя одно положение, либо несколько в связи с тем, что эти положения близки и связаны между собой, восполняют и продолжают друг друга по смысловой цепочке.

    Составителям законов не стоит отражать в статьях нормативных документов определенные политические мировоззрения и обращения, высказывать собственные взгляды, убеждения по поводу утверждения некоторых законодательных положений, обсуждать проблемные ситуации, давать ошибочные модели из опыта правоприменения и пояснять источники их возникновения.

    В статьях, включающих в себя несколько законодательных положений, каждое из них выделяется абзацем и употребляется автономно. В правовой практике нередко приходится ссылаться на абзацы статей. В таких случаях предусмотрено формальное подразделение конкретных абзацев, являющихся независимыми нормами, на части и присвоение им арабского исчисления.

    Замечание 9

    Нумерация текстового материала обычно сквозная, а арабское исчисление используется чаще римского. Статьи каждого раздела, как и главы, нельзя нумеровать обособленно. Каждую рубрику (главы, разделы, части) предпочтительно нумеровать разными знаками (к примеру, арабские и римские цифры, буквы).

    Потребность организации и единой систематизации вида законодательных документов может способствовать в дальнейшем применению общей десятичной нумерации для всех рубрик правовых актов, затрагивающих каждую ступень его строения. Данная система даст возможность пронумеровать любую статью и ее абзацы числовой последовательностью, которая присвоит цифровой номер каждому ее разделу, главе и параграфу (например, 4.2, 1.6.7 и прочее).

    Примечание является структурной единицей статьи или пункта и облегчает употребление нпа в юридической практике. Однако, нецелесообразно создавать в документах большое количество примечаний.

    Пример 5

    К примеру, УК РФ содержит больше двадцати примечаний, а отдельные его статьи включают в себя ни по одному примечанию, в частности 20 статья содержит три примечания.

    Что такое локальные нормативные акты: расшифровка ЛНА и смежных понятий

    В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса России, взаимоотношения между работодателями, сотрудниками, партнерами и потребителями регулируются не только законами, действующими на территории страны, но и внутренними положениями самого предприятия. Конечно же, юридическое лицо устанавливает какие-либо правила только в пределах собственной компетенции, с учетом всех допустимых регламентов. Исходя из определений, представленных в ст. 8 ТК РФ, можно понять, что под термином о классическом НПА принято понимать документ, содержащий нормы трудового права, и принимаемый корпорацией в дозволенных рамках.

    Примерами подобной документации становятся всевозможные нормативы текущего распорядка, графики отпусков, таблицы рабочих смен, должностные инструкции, положения о коммерческой тайне, свидетельства об обработке персональных данных третьих лиц и так далее. Как уже говорилось ранее, полный перечень ЛНА варьируется в зависимости от запросов и рода деятельности самой организации.

    Что входит в локальный нормативно-правовой акт ЛНА: основные признаки документации этого формата, примеры

    Как уже говорилось ранее, само определение рассматриваемого термина дано в ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в рамках регламента присутствует перечень признаков, характеризующих эту бумагу по определенным критериям:

    • определение процесса исполнения федеральных законов в структурах и подразделениях конкретной компании;
    • функционирование исключительно между работниками (сотрудниками) и работодателями;
    • отсутствие расчета на разовое применение — сертификат обладает некоторой юридической силой в течение долгого времени;
    • задействование в отношении абсолютно всех специалистов, трудящихся на благо какой-либо корпорации;
    • прием и утверждение путем получения консультаций и резолюций от представительных органов (или профсоюзов);
    • улучшение общего положения дел в кадровой сфере, расширения уровня гарантий, адресуемых персоналу.

    Представленные признаки должны присутствовать у практически любого, более или менее грамотно составленного шаблона НПА.

    Заключительные и переходные положения

    Переходные и заключительные положения (определенная статья или раздел) фиксируются в окончании правового документа и содержат следующее:

    • период обретения правовым актом и его рубриками силы законного действия;
    • силу обратного действия законодательного акта и его определенных рубрик, в том случае, когда это регламентировано законом;
    • порядок остановки делопроизводства по определенным делам, их закрытие или пересмотр соответствующими государственными формированиями в связи с вновь принятыми положениями изданного законодательного документа;
    • постановления о занесении поправок и исправлений в существующие нпа соответственно вновь принятым законодательным нормам; установление ничтожности актов, потерявших силу своего законного действия, в связи с положениями нового узаконенного документа;
    • сохранение или расформирование и разжалование государственных подразделений, не предусмотренных вновь изданным нормативным документом;
    • издание и установление дополнительных законодательных норм, необходимых для осуществления условий, которые дадут возможность применять положения нового законодательного документа;
    • установление предписаний соответствующим государственным формированиям изменить положения принятых ими актов согласно новому закону.

    При издании крупных законодательных актов кодификационного свойства может образоваться значительное количество переходных и заключительных положений. В таких ситуациях выпускают специальные законы (постановления) о введении в законную силу данного правового документа или специальный закон о принятии необходимых поправок в ранее существующем законодательстве.

    Законы и подзаконные акты

    Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

    Нормативный правовой акт

    Это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. М.Н. Марченко отмечает, что все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов».

    Нормативно правовой акт, или же НПА – это документ официального значения, принимающийся компетентными государственными органами, другими структурами социального значения или референдумом. Процедура их принятия регламентирована императивными нормами законодательства. В НПА содержатся общеобязательные поведенческие правила, которые рассчитаны на неопределённый круг лиц. Таким образом, НПА – это форма реализации права государством через специальные нормативные документы, посредством которых происходит регулирование общественных отношений. Следует отметить тот факт, что нормативные акты различаются своей структурой, а также источниками (органы, издающие НПА).

    В заключение нужно отметить, что на сегодняшний день многие страны выделяют как основной способ влияния на общественные правоотношения именно НПА. Примеры этих официальных документов, порядок принятия и особенности были представлены в данной статье.

    Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

    – устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

    – принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

    – содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

    – адресован неопределенному кругу лиц.

    Виды нормативных правовых актов:

    1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

    2. Решения референдумов –направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

    3. Программные законы –принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

    4. Кодексы (нормативные правовые акты) –объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

    5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

    6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

    7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

    8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

    9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

    10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

    11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

    12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

    13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

    14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.

    15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

    Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

    Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь — вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

    Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

    Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.

    Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

    – истечения срока действия акта;

    – признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

    – признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

    – отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

    11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

    Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

    Утрата юридической силы :

    а) истечения срока;

    б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

    в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

    Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

    В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

    а) если указание на это имеется в самом акте;

    б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

    Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

    В пространстве :

    а) распространяться на всю территорию государства;

    б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

    в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

    Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

    Действие нормативно-правового акта по кругу лиц : распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *