- Жилищное право

Перспективы аудита: что ждет рынок в 2022-2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перспективы аудита: что ждет рынок в 2022-2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо предоставлять в ФНС вместе с бухгалтерской отчетностью, или в срок, не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется бухгалтерская отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Кому в 2021 нужен обязательный аудит.

Рассмотрим характеристики, которым должна соответствовать организация, чтобы аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности стал для нее обязательным.

Новая редакция ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных этим и другими федеральными законами.

То есть бухгалтерская отчетность компании подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством РФ, даже если в Законе № 307-ФЗ такая организация не названа среди лиц, обязанных проводить аудит.

Например, субъект малого предпринимательства, созданный в организационно-правовой форме акционерного общества, обязан проводить аудит в силу Федерального закона № 208-ФЗ « Об акционерных обществах».

Аналогичным образом складывается ситуация с банками. В новой редакции ст. 5 Закона № 307-ФЗ банки не указаны, но это не значит, что их освободили от данной обязанности. Согласно ст. 42 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, подлежат обязательному аудиту.

Что касается страховых организаций, норма о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Обязательный аудит для застройщиков, так же предусмотрен специальным законом (ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Федеральным законом № 476-ФЗ освобождены от обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • субъекты малого предпринимательства, за исключением субъектов, определенных федеральными законами;
  • фонды, поступление в которые имущества, в том числе денежных средств, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, не превышает 3 млн. руб.;
  • организации потребительской кооперации, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом РФ № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Вывод: аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ, или в случаях, прямо указанных в ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Если Вы затрудняетесь определить, нужно ли проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, можете обратиться к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Изменения в аудите: требования о минимальном количестве аудиторов

Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.

Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.

Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.

Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.

Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):

  • как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
  • как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.

Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:

  • ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
  • как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.

Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.

При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:

  • должны иметь новый аттестат;
  • должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.
Читайте также:  Законы об ИЖС в 2022: что изменилось

Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.

Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.

Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.

Количество сотрудников в аудиторских компаниях

Первое изменение, предусмотренное статьёй 18 закона об аудиторской деятельности, касается числа сотрудников в компаниях, предоставляющих услуги данной направленности. Для того, чтобы они получили статус аудиторских и имели возможность войти в членство СРО, в их штате по основному месту работы должно числиться не менее трёх аудиторов. Данное изменение начнёт действовать с 01.06.22 года.

Согласно статистическим данным, полученным из базы электронного портала “Audit-It”, примерно треть компаний, работающих в данной сфере, не будут соответствовать данному критерию. Согласно информации, полученной из того же источника, штат аудиторов в примерно 40% организаций состоит из трёх специалистов, в остальных же – из более трёх, но при этом неизвестно, является ли данная компания основным местом их работы.

Изменения ФЗ об аудиторской деятельности также предусматривают введение такого обозначения, как «руководитель аудита». Под ним подразумевают аудитора:

  • Который стоит во главе группы;
  • Ответственен за предоставление соответствующей услуги аудируемому лицу.

Ежегодный аудит для части АО планируют сделать необязательным

С 01.01.2022 СРО аудиторов вправе предъявлять требования к аудиторским процедурам на основе аудиторских стандартов без привязки к международным.

При этом пункты, дающие право на утверждение одобренных советом по аудиторской деятельности самостоятельно доработанного кодекса профэтики и правил независимости аудиторов и аудиткомпаний, исключен из новой редакции закона.

Разрабатывать правила внешнего контроля, независимости и кодекс профэтики, порядок расчета и уплаты членских взносов, порядок применения дисциплинарных наказаний, положения о возмездных услугах и раскрытии сведений — обязанность СРО аудиторов.

Помимо указанных выше к новшествам в работе аудиторских организаций можно отнести:

  • обязанность по запросу клиента предоставлять сведения о нахождении в том или ином аудиторском реестре;
  • обязанность вести интернет-сайт и выкладывать информацию о деятельности;
  • обязанность обеспечения электронного документооборота с Федеральным казначейством и Центробанком, взаимодействовать с последним;
  • в 10-дневный срок уведомлять Центробанк о своем отказе или об отказе общественно значимой компании проводить обязательный аудит.

Взаимодействие с Банком России подразумевает обмен запросами и информацией, как по запросам, так и по инициативе. Установленный срок ответа на запросы — 20 дней.

Ответственность за неисполнение обязанностей, вытекающих из аудита

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Комплексный аудит и его преимущества

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

Читайте также:  Что входит в потребительскую корзину в 2023 году в России

Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

Выгода от получения аудита

Основные преимущества, которые получает компания при проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, это уверенность в том, что:

  • существенные ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности отсутствуют;
  • изменения в нормативные правовые акты учтены, необходимые первичные документы и имущество в наличии; по проведению инвентаризации, и по ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • руководством принимаются решения, которые не влекут налоговых рисков и идут на пользу компании и учредителям.

Наличие аудиторского заключения дает дополнительные конкурентные и инвестиционные преимущества:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность, по которой есть аудиторское заключение, имеет совершенно другой статус для внешних пользователей — вызывает больше доверия к показателям отчетности, деятельности компании в целом;
  • в ситуации, связанной с пандемией, многие компании обращаются в кредитные организации, которые требуют предоставить аудиторское заключение к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • не останавливается работа по заключению договоров в рамках проведения тендеров — как правило, при участии фирмы в тендерах требуется аудиторское заключение.

С учетом текущей ситуации в налоговом контроле, ценность от проведения аудита не снижается, так как он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

В процессе аудита можно выявить не только налоговые риски, но и резервы для роста доходов и оптимизации расходов компании.

Порядок проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности

Согласно действующего законодательства, проверочные мероприятия вправе проводить только эксперты, имеющие соответствующую лицензию. Специалист должен иметь профильный квалифицированный аттестат нового образца. Для компаний, проводящих аудит, применяется следующее требование: соответствие нормам Минфина (наличие в реестре), членство в аудиторской СРО.

Аудит бухотчетности представляет собой довольно длительную процедуру, включающую в себя следующие этапы:

Этапы обязательного аудита Что в себя включает этап
Этап 1: Планирование На этапе планирования привлеченный аудитор изучает деятельность компании, запрашивает необходимые документы, составляет план и методы проверки, а также согласовывает план с руководителем компании.
Этап 2: Аудит На основном этапе специалистом изучается все предоставленная информация. Если в этом есть необходимость, то аудитор опрашивает работников бухгалтерии и иных отделов, после чего систематизирует полученные данные и анализирует их.
Этап 3: Заключение аудитора После анализа и проверки данных аудитор составляет заключение. Этот документ отражает итоги проверки, подтверждает (опровергает) достоверность отчетности, оценивает качестве работы бухгалтерии. На основании данного заключения компания может вносить корректировки в свою работу.

Изменения в аудите 2022-2023

Согласно новому закону о проведении аудиторских проверок, в 2023 году будет введено множество новых категорий. У организаций ещё есть время, чтобы познакомиться с новыми правилами и условиями.

Исходя из нововведений, при проведении обязательного аудита, деятельность индивидуальных аудиторов будет ограничена. Им нельзя будет заниматься проведением такого рода проверок. Нельзя будет воспользоваться услугами частного аудитора как для проведения обязательного аудита, так и прочих сопутствующих мероприятий, и услуг.

Устанавливаются критерии, согласно которым аудиторские компании являющиеся участниками СРО, должны привлекать к деятельности штатных сотрудников. В противном случае они не имеют право проводить обязательный аудит компании. В такой ситуации, у аудиторских организаций должна появиться заинтересованность в привлечении к своей деятельности профессиональных специалистов.

Единственный спорный момент – это коммерческая тайна. Независимо от того, что компании должны соблюдать коммерческую тайну о работе проверяемого объекта, аудиторские организации обязаны взаимодействовать с УФК и ЦБ РФ.

Деятельность любой компании связана с большим количеством финансовых операций, документооборотом, подготовкой и сдачей отчетности. Доверьте бухгалтерский учет профессионалам. Подробнее о наших услугах бухгалтерского сопровождения можно узнать по ссылке.

Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам

Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:

  • муниципальные организации;
  • микрокредитные компании;
  • операторы лотерейных игр;
  • организатор азартных игр;
  • управляющая компания либо спец депозитарий;
  • кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
  • жилищный накопительный кооператив;
  • строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
  • туроператор, осуществляющий реализацию туров.
Читайте также:  Как продать дом: готовим документы, приглашаем покупателей и определяем цену

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:

  • кто проводил аудит;
  • какая отчетность была проверена и период;
  • заключение аудитора и основания;
  • иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.

Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.

Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:

  • за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
  • за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
  • за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.

Если закон не обязывает компанию проводить аудит

Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

  • Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
  • Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
  • Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

Комплексный аудит и его преимущества

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

Как изменится аудиторская деятельность в 2021-ом и 2022-ом годах?

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Первое изменение, предусмотренное статьёй 18 закона об аудиторской деятельности, касается числа сотрудников в компаниях, предоставляющих услуги данной направленности. Для того, чтобы они получили статус аудиторских и имели возможность войти в членство СРО, в их штате по основному месту работы должно числиться не менее трёх аудиторов. Данное изменение начнёт действовать с 01.06.22 года.

Согласно статистическим данным, полученным из базы электронного портала “Audit-It”, примерно треть компаний, работающих в данной сфере, не будут соответствовать данному критерию. Согласно информации, полученной из того же источника, штат аудиторов в примерно 40% организаций состоит из трёх специалистов, в остальных же – из более трёх, но при этом неизвестно, является ли данная компания основным местом их работы.

Изменения ФЗ об аудиторской деятельности также предусматривают введение такого обозначения, как «руководитель аудита». Под ним подразумевают аудитора:

  • Который стоит во главе группы;
  • Ответственен за предоставление соответствующей услуги аудируемому лицу.

Требования к нему прописаны в статье 5.2. Федерального закона и включают в себя определённый опыт ведения аудиторской деятельности, повышение квалификации и чистоту репутации в течение последних 3-ёх ‒ 5-ти лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *