- Гражданское право

Лицензирование деятельности на обращение с отходами г. Москва

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензирование деятельности на обращение с отходами г. Москва». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Получение лицензии на обращение с отходами – сложный многоступенчатый процесс, требующий длительной подготовки. Этот процесс предполагает сбор от 24 до 60 документов, а также прохождение различных проверок надзорными ведомствами.

Какие виды работы подлежат лицензированию?

Обязательное лицензирование обращения с отходами установлено для всех видов деятельности с ними. В их число входят:

  • Сбор. Он предполагает получение отходов от сторонних организаций и их накопление на территории организации.
  • Обработка. Это все операции, которые могут проводиться перед утилизацией, обезвреживанием или захоронением. Например, это сортировка вручную или с использованием техники.
  • Транспортирование. Для перевозки потребуется не только оформлять лицензию, но и приобретать или арендовать специальный транспорт, а также обучать персонал.
  • Утилизация. Эта деятельность направлена на получение их отходов полезных компонентов, которые могут быть направлены во вторичное производство.
  • Обезвреживание. Оно предполагает снижение опасности отходов для природы и человека, а также сокращение их массы. Например, к этому направлению работ относится сжигание промышленного мусора.
  • Размещение. Оно предполагает длительное захоронение на специально обустроенных площадках на срок более 11 месяцев.

Лицензия на работу с отходами подтверждает, что предприятие располагает всеми требуемыми ресурсами, чтобы соблюдать установленные экологические требования.

Получение экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения

Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов. Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное.

Ранее мы привели ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе. Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность.

Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.

Лицензирование в области обращения с отходами

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензируемые виды деятельности в сфере обращения с отходами имеют следующие определения:

  • сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
  • транспортирование отходов — перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории РФ, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
  • обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
  • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (энергетическая утилизация);
  • обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов, в свою очередь: хранение — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Порядок лицензирования

Было бы не совсем корректно говорить о лицензировании без уточнения конкретных параметров планируемой деятельности, потому как процедуры контроля и глубина оценки напрямую зависит от потенциальной экологической опасности предприятия. Для сравнения: лицензия ТБО на перевозку мусора IV класса оформляется около 4.5 месяцев (или за 2,5 месяца в срочном порядке) и предполагает лишь две проверки соискателя, а в случае с обезвреживанием показатели совсем иные – 6 месяцев (3 месяца в срочном порядке при поддержке специалистов «Нева Консалт») и не менее 4 проверок. Лишь две процедуры актуальны для всех без исключения видов деятельности – получение СЭЗ на деятельность и основная лицензионная проверка Росприроднадзора.

СЭЗ (санитарно эпидемиологическое заключение) удостоверяет соответствие объекта или документа требованиям СанПиН. В сфере отходов все соискатели должны иметь площадку (участок земли со всеми зданиями постройками и сооружениями). Если лицензия Росприроднадзора оформляется на деятельность по обезвреживанию или размещению, дополнительно необходимо получить еще несколько санитарно-эпидемиологических заключений (на проектную документацию).

Когда подготовительные мероприятия завершены и на руках у соискателя имеются все необходимые документы, остается только сформировать лицензионное дело и обратиться с ним непосредственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. По заявлению соискателя снова проводится две проверки – документарная и выездная – а затем выдается лицензия или предписания об устранении несоответствий.

Какие потребуются документы?

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.

Кроме того, потребуется предоставить следующее:

  • Заявление, оформленное надлежащим образом.
  • Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
  • Дубликаты всех учредительных документов.
  • Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
  • Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
  • Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
  • Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
  • Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
  • Конкретный вид деятельности.
  • Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
  • Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
  • Доказательства уплаты госпошлины.
  • Контакты (номера телефонов, электронная почта).

Если юридическое или физическое лицо планирует получить лицензию на обращение с опасными отходами, оно должно выполнить ряд лицензионных условий, установленных Правительством РФ в Постановлении №1062 от 03.10.15г. Среди прочих, к природопользователю предъявляются такие требования:

  • Если физическое или юридическое лицо планирует получение лицензии на транспортировку отходов, в его собственности или в аренде должно быть специальное транспортное средство, оборудованное защитными приспособлениями и установленными законодательно знаками.
  • В том случае, когда лицензия необходима для сбора, размещения, утилизации и обезвреживания отходов, в собственности или долгосрочной аренде лицензиата должно быть специальное здание или помещение, а также необходимый комплекс оборудования, разработанного специально для этих целей.
  • Если на предприятии вводится технология повторной переработки отходов, подавать заявление в органы Росприроднадзора следует на получение лицензии на утилизацию опасных отходов. Дополнительным требованием в этом случае станет прохождение самим лицензиатом и сотрудниками, которые будут работать с опасными отходами, специальной профподготовки. Это необходимо для обучения персонала правилам безопасной работы в области утилизации и переработки опасных отходов.

Если все лицензионные условия выполнены, соискателю необходимо составить заявление по установленной форме и собрать пакет документов для Росприроднадзора. Этот пакет включает большой перечень документов, подтверждающих государственную регистрацию предприятия или ИП, законность и обоснованность ведения хозяйственной деятельности, описание технологической схемы предприятия, графические схемы объектов, связанных с обращением опасных отходов и т.д.

Документы и заявление подаются в территориальный орган Росприроднадзора, который и принимает решение относительно выдачи лицензии соискателю. Кроме того, за лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами природопользователю придется уплатить госпошлину на основании п.1 пп.92 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ в размере 7,5 тысяч рублей.

Отдельные рекомендации заказчикам при формировании документации на закупку строительных работ

В закупочной документации необходимо указывать требование о наличии у участника закупки лицензии, если строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, и в проекте контракта не предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих данной лицензией.

Читайте также:  Нужно ли отрабатывать 2 недели при увольнении на испытательном сроке

Строительная компания вправе привлекать специализированную организацию для вывоза мусора, данное условие должно быть предусмотрено проектом контракта. При этом в контракте рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет данная специализированная организация.

Контракт может содержать обязанность подрядчика организовать вывоз строительных отходов, а цена контракта может включать компенсацию затрат, которые понесет подрядчик в связи с необходимостью организации сбора и вывоза этого мусора. При этом подрядчик вправе самостоятельно определить, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти строительный мусор самостоятельно при наличии соответствующей лицензии или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.

Примерный пакет документов для получения лицензии

  • Cвидетельство о регистрации юридического лица или ИП

  • Cвидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, выписка из ЕГРЮЛ, коды Государственного комитета статистики

  • Документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность

  • Паспорта и сертификаты, которые могут подтвердить уровень квалификации персонала, отвечающего за работу с вредными веществами или остатками переработки

  • Экологическая и санитарная документация

  • Сертификаты на сырье, продукцию, оборудование

  • Перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности

  • Информация о арендаторах

  • Оплата государственной пошлины предоставление лицензии (на 2017 год — 7 500 рублей)

Переоформление лицензии

Лицензия на деятельность по обращению с отходами может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ в случаях:

  • Реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения

  • Изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность

  • Изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности

Как подать документы в Росприроднадзор?

По регламенту № 464, соискатели на лицензию могут направить заявление в Росприроднадзор:

  • на бумажном носителе — лично или почтовой пересылкой;
  • в электронном виде — через Личный кабинет природопользователя на сайте РПН.

Подать документы на лицензию через Портал госуслуг (ЕСИА) пока нельзя, но на этом ресурсе заявитель может отслеживать статус обращения и получить конечный результат.

Заявитель уплачивает государственную пошлину за услуги Росприроднадзора:

  • за выдачу лицензии на отходы — 7500 руб.;
  • за переоформление — 750 или 3500 руб., в зависимости от основания для внесения изменений.

Лицензируемые виды деятельности по обращению с отходами

В случае, когда производится работа с опасными отходами, следует определиться с видами деятельности, т.к. лицензированию подлежит только сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.

В законе «Об отходах производства и потребления» есть определения некоторых видов деятельности:

  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов;
  • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
  • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
  • объект размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В ГОСТе 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (пункт 4.11) есть расширенной понятие:
объекты размещения отходов — полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Таким образом, размещение отходов может осуществляться только на объектах размещения отходов. Объекты размещения отходов подлежат регистрации в Государственном реестре объектов размещения отходов на основании Постановления Правительства от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Временное накопление отходов на производственной площадке не считается размещением в случае, когда для этого не используется «специально оборудованное сооружение». Т.е. никак не может считаться размещением отходов накопление отходов в контейнерах или других емкостях. Склад готовой продукции не может считаться сооружением для размещения отходов, т.к. готовая продукция не может считаться отходом. Бетонированная площадка для накопления и временного хранения автомобильных шин и.т.д. может считаться объектом размещения отходов согласно определению в ГОСТе 30772-2001.

Следующие виды деятельности :

  • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
  • обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Такие виды деятельности наиболее часто ведутся на предприятиях вторичных ресурсов.

Читайте также:  Должностная инструкция менеджера по продажам на удаленке

Далее:

  • сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Требования к лицензиату

Лицензия на использование отходов выдается при соответствии претендента (соискателя лицензии) следующим требованиям:

  • наличие у заявителя специальных сооружений, зданий, строений, объектов размещения отходов, помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
  • наличие у соискателя лицензии оборудования (в том числе специального) и установок, в том числе передвижных мобильных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
  • наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании;
  • наличие у соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности (72 и 112 учебных часа);
  • наличие у юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами;
  • проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;
  • проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
  • наличие объекта размещения отходов, на котором лицензиатом осуществляется деятельность в области обращения с отходами, в государственном реестре объектов размещения отходов;
  • наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IV класса опасности;
  • положительное заключение гос. экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I — V классов опасности, в том числе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I — V классов опасности;

Что изменилось в 2021 году в лицензировании сбора и транспортировки опасных отходов?

В Законодательстве о лицензировании данного вида деятельности появилось новое определение термина «Сбор отходов»

.
Теперь под сбором отходов понимается деятельность по сбору отходов 1-4 классов опасности в целях их дальнейших:

  • Обработки;
  • Утилизации;
  • Обезвреживания;
  • Размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение.
Старая редакция ФЗ № 89 Новая редакция ФЗ № 89
«Сбор отходов»
— прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
«Сбор отходов»
— прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

Мы ценим время своих клиентов, ваше участие сведено к минимуму!

Преимущества ЭкоЭксперта в оформлении получения лицензии на перевозку отходов

Обратившись в «ЭкоЭксперт», Вы получаете:

  • Даже с учетом оплаты услуг — большую экономию: сотрудники будут заняты основной работой, а не бумажно-бюрократическими делами, вовремя полученная лицензия позволит работать по плану и не нарушить обязательств перед вашими заказчиками.
  • Экономию рабочего времени и нервных клеток — этот пункт очевиден без пояснений.
  • Очередное (для кого-то и первое) подтверждение профессионализма наших сотрудников и уверенность в том, что все вопросы по экологической документации и лицензиям можно решить быстро, качественно и недорого. Главное знать, к кому обращаться за получением лицензией!

Мы поможем оформить и получить лицензию на право работы с отходами любого класса опасности в Москве и других регионах России.

Как выглядят результаты нашей работы и сколько это стоит, информацию можно получить в соответствующих разделах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *